Насколько чувствительна разница между подходом к написанию баттлового текста и написанием текста для альбомного трека?
Если мы говорим про альбом MJ, то разница есть. Образ Хайда был создан первоначально для баттла, чтобы не смущать судей более-менее известным именем, но теперь он так прочно прижился. А с MJ я еще все-таки немного, но ассоциирую себя как Тохаль. Вот у этих двух людей (а точнее – человека и монстра smile ) подход к написанию текста разный. Хотя на альбоме MJ будет уже и Хайд.
Как участие в баттле повлияло на становление твоей личности, как ЭмСи?
Отчасти пояснил в предыдущем ответе. Участие в 5-м офиц. Баттле на хип-хоп.ру помогло появиться на свет мистеру Хайду, в 6-м - непосредственно повлияло на дальнейшее развитие и существование его как МС.
Какие чаяния возлагаешь на новый альбом группы? Нет ли желания записать сольник?
Ты знаешь, основное желание – сделать хороший, просто хороший рус.рэповый альбом. Ведь сколько их было в русском рэпе? - По пальцам. Если не «по пальцу». smile И я, и Олег (O.G.) хотим, чтобы люди слушали песни, чтобы им нравилось то, что они слышат. И нам это под силу сделать, что бы кто ни говорил.
Насчет сольника скажу так – есть желание заниматься рэпом после второго альбома MJ. Во что это выльется – посмотрим. Сольник Хайда? Возможно, почему нет. Если у меня будет поддержка людей, с которыми я работаю сейчас, считаю это вполне реальным.
Где ты черпаешь вдохновение для своего творчества? Бывают ли у тебя творческие кризисы и если да, то как ты с ними борешься?
Кризисы чаще всего проявляются в отсутствии времени сесть и сосредоточиться на творчестве. Когда я дома слушаю музыку, вдохновение приходит само. По крайней мере, почти всегда. Надеюсь, так и будет в дальнейшем. И надеюсь на свободное время.
В последнем вышедшем в свет вашем треке "На радио" есть такие строчки "Я мерцаю в невидимой сфере и намерен здесь остаться, поднимая выше то, что мне вверено". Насколько я понимаю, "то, что мне вверено" = "Наше знамя" и оно до сих пор является основополагающим. Судя по-всему вы строите новый диск вокруг принципов высказанных в 2003-ем. Насколько мои догадки сосуществуют истине?
Спасибо за вопрос, очень приятно, что ты услышал и понял смысл строк. Принципы, которые мы высказали в 2003 году это честность и протест против несправедливости, которой сегодня наша жизнь просто пронизана. Может быть сегодня этот юношеский максимализм звучит немного банально, но если посмотреть вокруг… Эти принципы лично в моей жизни занимают важное место. Поэтому они, так или иначе, будут находить отражение в моем творчестве. Смысл строчек ты передал очень правильно, наше знамя олицетворяло и олицетворяет то лучшее, что мы пытаемся донести, «поднять над миром». Кто-то от этого отвернулся, ноша была слишком тяжела или еще что. И это тоже причина, которая подталкивает к выпуску второго альбома. Еще раз спасибо за вопрос.
Последние пару лет процветает тенденция оценивания рэп-исполнителей на основе качества рифмовки и флоу. Можно ли ставить этот критерий во главе угла? Или же фраза "дело не в технике, как я понял, но вы мне не верьте" исчерпывает твоё мнение по этому вопросу?
Да, тенденция есть. В русском рэпе именно в последние 2-3 года исполнители дошли до уровня, когда можно поиграть рифмами, созвучиями и т.п. Это кстати было и у Хайда еще в 5-м официальном.
Насчет критериев оценки творчества людей каждый волен их выбирать для себя сам. Кому-то нравится техничная, быстрая читка, кому-то смысл песен, кому-то тоскливое затягивание. Мои строчки насчет того, что «дело не в технике» я поясню так: сегодня много, действительно много людей, которые могут здорово читать рэп, делать это технично. И отличаются они друг от друга лишь тембром голоса, и то не всегда. Может мне, как человеку делающему рэп это более понятно, чем слушателю, не знаю. Скажу за себя: техника это не то, ради чего я здесь. Так думать начинаешь, наверное, когда видишь, что ты техничен и т.п. Все равно, что ты хотел разбогатеть и разбогател. И думаешь – вот блин, а цель то не в деньгах)))
Хип-хоп для тебя лично это всё-таки какой-то прототип "поэзии нового поколения" или "способ померяться яйцами под музыку для прыщавых подростков"?
Да, именно прототип поэзии нового поколения. И никак иначе.
Как много времени отнимает у тебя деятельность так или иначе связанная с хип-хопом (то бишь, записи, концерты и т.д.)?
Я бы хотел, чтобы творчество занимало все мое время, но, к сожалению, в силу объективных причин должен работать, готовлюсь в аспирантуру, личная жизнь опять же. В общем, стараюсь по максимуму уделять время рэпу.
Есть такое высказывание "В российском футболе есть две беды: поля и футболисты". Недавно Карандаш со свойственной ему иронией подметил, что "Русский рэп хуже русского футбола". Что на твой взгляд в большей мере является камнем преткновения в русском рэпе: исполнители или слушатели? И почему?
Беда России в людях и менталитете. Мы хвалим и не баним дебилов на форумах, поем оды людям, которые диссят друг друга, считаем крутым того, кто выпьет или выкурит больше. Если позволять этому происходить, как все вдруг станет здорово? Люди думают так: «Я не буду говорить, что трек у Пети плохой, потому что он крутой и меня посчитают дебилом, я лучше скажу, что его трек клевый!» И Петя в итоге продолжит делать дерьмо. А если бы 5, 10, 50 человек честно сказали, что мол хню ты Петя делаешь, уверен ситуация бы поменялась.
Краснодар, для провинциального города, довольно плотно населён знаменитыми рэп-исполнителями: Триада, МэриДжэйн, Сэт. Насколько это оживляет культурную (хип-хоп-культурную) жизнь города? Она насыщена мероприятиями широкого масштаба?
Краснодар небольшой город по сравнению с той же Москвой. И народа, который бы посещал рэп-мероприятия здесь тоже немного. Поэтому частые крупные мероприятия у нас не прокатывают. Да, нам проще провести концерт местных исполнителей, но это тоже приедается. Поэтому я бы сказал рэпа в меру. R&B рулит клубами почти везде. Но это просто модно.
Царит ли в городе дух сопернечества между исполнителями? Известно, что ваши отношения с Триадой и Сэтом довольно напряжённые. Насколько это мешает или, может быть, стимулирует в творчестве?
Насчет Триады могу сказать, что мы нормально общаемся, насчет Сэта – просто не общаемся.
Насчет соперничества - я всегда считал так: любая привязка творчества к тому же соперничеству убивает творчество, как оно есть. Человек будет писать, чтобы написать лучше, чем у другого, или иначе чем кто-то, или быстрее чем другой. В итоге от творчества мало что остается – опыт, который позволяет сложить слова в строчку и технично это прочесть. Я никогда не пишу, чтобы написать лучше, чем кто-то, даже в баттле. Я стараюсь написать по максимуму - как могу и как хочу. Это и есть творчество.
Другие поступают по-другому – пожалуйста.
В Америке, Германии конфликты между рэпперами принято демонтсрировать широкой публике в качестве неотъемлемой части шоу. В России, насколько я могу судить конфликтов не меньше (пусть и основанных на глупых причинах как то: на отказе записаться вместе, оплатить студию и т.д.), но они чаще всего хранятся где-то в глубине. Иногда неосторожные реплики могут пролить немного света. В принципе, это и составляет подоплёку общения на форумах. Возможен ли на твой взгляд хип-хоп без конфликтов? Нужно ли выносить сор из избы или же show-off важнее?
Хип-хоп это сторона жизни. Люди как воевали века назад, так и воюют сейчас. Кто-то решает проблемы конфликтом, кто-то мирно. Мы стараемся не выносить сор избы, иначе много было бы сказано про того же Сэта, который бросил MJ в преддверии альбома.
Я не сторонник дешевого пиара на скандале или диссе на известного персонажа, скажем на Драго. Я здесь не за этим. Если люди захотят слушать то, что я пишу, я и так стану известен. Если нет, тогда зачем мне быть известным? Я не намерен отступаться от своего лица и принципов. А тем более делать это с меркантильной целью – заработать на продаже альбома и известности. Один раз живем.
На одном из недавних микстэйпов (Грозный "Цена Кирема") в аутро сказано "...если кого чем задел – извиняйте.... И вообще, ребята, это всего лишь рэп". Как ты думаешь, это действительно "всего лишь" рэп или же на исполнители лежит ответственность за его слова и за пределами диска, на котором они высказаны?
Ты знаешь, все зависит от того, кто читает рэп. Если смотреть объективно, то исполнитель, который делает из своего творчества сплошное шоу, ляпнет что-то оскорбительное, лично я думаю – это не повод притягивать его за слова. Точнее – это повод, но я этого делать не буду (хотя, конечно, зависит от того, что будет сказано). А если кто-то серьезный скажет то же самое – вопрос будет стоять совсем по-другому. Это вроде как Жириновский скажет, что, мол, Америка сволочи, и мы их разбомбим, и если Путин скажет то же самое, согласись эффект будет другой.
Метки: Mary Jane, MJ, Mr. Hide, Интервью, Мэри Джейн